В последние годы на территории Российской Федерации выявлены активно действующие очаги мало изученного заболевания – бактериальной водянки березы (Erwinia multivora Scz.-Parf.).
Характер его распространения принял масштабы эпифитотии в отдельных областях и панфитотии в целом по России и странам СНГ. Большие участки березовых лесов усыхают, распадаются насаждения, имеющие в составе березу, ухудшаются экологические условия.
Ранее для этого заболевания не были разработаны профилактические и истребительные мероприятия, так как на момент описания оно носило единичный характер.
Впервые бактериальную водянку березы обнаружил в лесах Северного Кавказа и описал А.Л. Щербин-Парфененко (1963 г.). Почти все усохшие деревья, как порослевой, так и семенной березы имели в нижней части стволов свежую и мокрую древесину. Оказалось, что причиной усыхания березы является бактериоз, свойственный буку и пихте. Возбудителем болезни была определена бактерия Erwinia multivora Scz.-Parf. В настоящее время заболевание отмечается в Башкортостане, где поражены почти все березняки, республиках Татарстан и Адыгея, Прибалтике, в Брянской области, в Московской области. Таким образом, охват березняков бактериозом достаточно велик, чтобы говорить о реальной угрозе их исчезновения.
В Красногорском и Истринском районах Московской области наблюдается чрезвычайно быстрое распространение бактериоза или водянки берёзы.
Внешними признаками заболевания является изреженность кроны и наличие в ней сухих ветвей. Листва в кронах более мелкая, чем у здоровых деревьев, лист имеет желтоватый оттенок. В нижней части кроны появляются водяные побеги, иногда многочисленные. На коре заметны красноватые пятна от выступившего из мокрого луба эксудата. Луб и древесина в местах поражения мокрые, темно-бурого цвета, с характерным кислым запахом.
На стволах берез образуются вздутия разной величины и конфигурации. В таких вздутиях накапливается эксудат, который вскоре прорывает кору и вытекает на поверхность ствола, образуя яркие буро-коричневые потеки. В комлевых частях берез, где кора имеет грубо-трещиноватую структуру, вздутия не образуются, а на коре видны бурые пятна выступившего эксудата. Эксудат обычно имеет выраженный кисло-сладковатый запах.
Вздутия образуются над теми местами, где из-за развития бактериоза погибает луб и камбий. Развивающиеся бактерии выделяют в процессе своей жизнедеятельности газы, которые, скапливаясь под плотной и непроницаемой для газов березовой корой, образуют вздутия, заполняемые эксудатом. Деревья, на которых образовались такие вздутия, в том случае, если пятна погибшего луба и камбия окольцовывают ствол в нижней его части, погибают. Если же вздутия не окольцевали ствол, то дерево продолжает жить. На стволе образуются водяные побеги, которые могут жить 1-2 года.
Наиболее поражены бактериозом спелые низко- и высокополнотные древостои, а также среднеполнотные перестойные насаждения.
Переносчиками бактериоза являются дятлы, которые весной делают отверстия в стволе березы и пьют сок, а переносчиками бактериоза также являются насекомые-вредители берёзовый лубоед, берёзовое сверлило.
Весной, в период кормления птенцов, большой пёстрый дятел, или пёстрый дятел (лат. Dendrocopos major) приманивает добычу — выдалбливая ряды аккуратных прямоугольных отверстий на стволе берёзы, затем пьет сахаристый сок (углеводную составляющую своего рациона) и на время прячется, ожидая, когда в эту сахарную ловушку попадутся насекомые, обеспечивающие его меню белками и жирами.
Таким образом дятлы переносят бактерии (Erwinia multivora Scz.-Parf.) на большие растояния, заражая бактериальной водянкой всё новые и новые лесные массивы, в состав которых входит берёза.
Бактериозом поражены от 30 до 40 % берёз. Инфицированные деревья погибают в течении 2-4 лет. Единственно известный метод борьбы с бактериозом берёзы — вырубка. Через 10 лет мы рискуем полностью потерять берёзу как вид.
Бактерии (Erwinia multivora Scz.-Parf.), проникая в древесину через повреждения сделанные дятлом, морозобоины, механические повреждения, разрушают пектиновые перегородки клеток, клепочный сок заполняет весь объем поражённой древесины. Древесина становиться мокрой и очень тяжёлой.
Бактериозы занимают особое место среди болезней лесных древесных растений. Эта группа заболеваний относится к числу наименее изученных и трудно диагностируемых. В 2007 году бактериальные болезни были выявлены в насаждениях 17-ти регионов на общей площади 42,4 тыс. га. Бактериозами были поражены береза, дуб, каштан, тополь, ясень бук, пихта. Наибольшее распространение имеет бактериальная водянка березы, которая была отмечена в насаждениях 11-ти регионов на площади 11,7 тыс. га. Меры борьбы с бактериальными болезнями лесных пород еще не разработаны.
Можно ли побороть бактериалную водянку берёзы?
Ознакомившись с большим количеством научных статей на эту тему, считаю, что можно. Конечно не в масштабе лесных массивов, а в индивидуальном порядке можно делать попытки спасти деревья. Это, конечно, требует определённых усилий и средств, но того стоит.
АгроПромышленный Комплекс «Витус», предлагает всем лицам, заинтересованным в спасении берёз на своих территориях, в качестве эксперимента провести мероприятия по борьбе с бактериальной водянкой берёзы. Поскольку ранее ничего подобного не делали, гарантии успеха не даём. Но есть большая личная убеждённость, что победить этот недуг берёзы можно.
Все заинтересованные лица могут написать нам: ltd_vitus@ibox.ru В отдел защиты растений. Тема — бактериальная водянка берёзы.
Автор:
Специалист по защите растений
Синельников К.Ю.
Фото:
Синельников К.Ю.