Осенний листопад. Мусор или манна небесная ?

Обратившись в АгроПромышленный Комплекс «Витус» вы сможете купить семена газонных трав.
———————————————————————————————————-
Осенние опавшие листья деревьев не просто мусор. Разлагаясь в почве, они добавляют в нее минеральные и органические вещества, структурируют почву, улучшая ее качество. Постепенная деструкция опавшей листвы создает условия для развития почвенной микрофлоры и фауны, которая, с одной стороны, выполняет работу по переработке листьев, с другой стороны, препятствует развитию патогенных для деревьев организмов.

SONY DSC

В лесу никто не готовит почву – природа делает её сама из ежегодно получаемого материала – опавшей листвы. Лесная подстилка их перегнивших листьев питает деревья и оберегает их здоровье.

В Ленинградскую блокаду листья в парках не убирались и траву не скашивали. Не до того было. А когда через 30-40 лет начали спиливать старые деревья, то парковые работники рассмотрели годовые кольца на спилах стволов и соотнесли их с годами образования. Оказалось, что самые широкие и яркие годовые кольца на стволах образовались как раз в военные годы, когда деревья пребывали в близком к лесному состоянии.

В последние годы к вывозу или сожжению листьев перестали относиться, как к единственно возможным действиям по их уборке. Их не сметают полностью, стремятся оставить в почве. Этим достигается снижение затрат на вывоз, экономия мусорных полигонов, а также поддерживаются структура и плодородие почв.

Можно перерабатывать опавшие листья в мелкую фракцию и оставлять тут же на газонах. Весной сквозь измельчённые листья прорастёт трава, а перепревшие листья постепенно превратятся в гумус.

В Москве, в мае 2010 года правительством города было издано постановление N 386-ПП о том, что на газонах листва не убирается. Если вы увидели, что в вашем дворе убирают листву, звоните на «горячую линию» в департамент природопользования. Эта уборка не законна.

Борьба и единство противоположностей

Полноценные газоны, так называемые «английские», в городе необходимы как с эстетической, так и с экологической точки зрения. Корни газонных трав, густо сплетаясь друг с другом, скрепляют грунт, не давая загрязненной почве превращаться в токсичную пыль, которую ветер несет в лицо пешеходам. Сами газонные травы способны жить на загрязненном грунте и очищать его, высасывая из почвы загрязнители и накапливая их в своих зеленых частях. При покосах эти накопленные в листьях токсические вещества «упакованы» и готовы к утилизации, а газон продолжает расти и снова выполнять работу живого фильтра.

Профессиональные садоводы утверждают – дерево и газон всегда находятся в конфликте. Они – жители разных экосистем. Дереву нужны питательные вещества из собственных листьев, а газон устойчиво существует, когда он чист и регулярно подстрижен. Большинство используемых в парках пород деревьев – исходно лесные обитатели, и для них идеальной всегда будет родное и привычное — лесная почва, создаваемая год за годом из опавшей листвы с многочисленными микроорганизмами. Таким образом, опавшие листья противопоказаны газонам, а деревья нуждаются в них. Так как листья перегнивая воссоздают плодородность земли. Как правило утраченную в городах.

Утилизация опавших листьев

Если обратиться к западному опыту сбора листьев в городах, то опавшую листву собирают только один раз в год, когда все деревья полностью сбрасывают листья. А так ли уж необходимо сгребать по нескольку раз за сезон листья с одного участка, как это принято делать у нас? Специалисты говорят, что это может быть даже вредно для почвы в парках и садах. А разовая уборка это экономно и по-европейски разумно.

Однако число всяких хитроумных девайсов для уборки листьев растет год от года. Например, ручной воздуходув с трубой, который носится на спине. Но как только этот аппарат стал появляться у нас, в Европе раздаются требования о его запрете из-за вреда для здоровья человека, носящего его.

Пылесосы, точнее листососы производятся от носимых, ранцевых, с небольшим объемом загрузочного бункера, до передвижных, буксируемых садовой техникой. Засор в трубе всасывания – обычная проблема для подобных машин. При необходимости уборки листьев с больших, сравнительно плоских территорий используются пылесосы с большим приемным бункером, которые размещаются на специальных шасси и буксируются тракторами. У таких машин также часто засоряется всасывающая труба. Такие машины тоже вызывают резкую критику, так как вместе с листьями всасывают всякую мелкую фауну.

В Россию с недавних пор поставляется Leafeater – листоуборочный комбайн, способный справляться с любым мусором – сухим и мокрым, заметая в свой бункер помимо листвы и травы бутылки, окурки, бумажки и прочее. Механическая машина проста в управлении, надежна и вынослива. Буксируемый любым садовым трактором, Leafeater имеет маленький поворотный радиус и небольшой вес – около 150 килограммов, благодаря чему не повреждает газон и не запахивает землю. Leafeater имеет вместительный бункер для загрузки листьев. Инновационная конструкция машины полностью исключает возможность блокировки механизма. В Швеции Leafeater используются в городских парках, садах, зоопарках, на кладбищах, на частных участках, фермах. Кроме России эти машины поставляются в другие европейские страны – в Финляндию, Испанию, Эстонию.

Табель о уборочных рангах

В системе садово-паркового хозяйства все объекты подразделяются на классы и категории в зависимости от их назначения и размещения. В Санкт-Петербурге, например, выделяют 5 классов объектов, с разными требованиями по содержанию и интенсивности ухода. Наиболее высокие нормы расходов установлены на обслуживание объектов I класса «парадные места города, наиболее ответственные по местоположению и ценности, наиболее посещаемые городские парки, сады, скверы, участки у общественных и исторических зданий и сооружений, важнейшие уличные магистрали». Там уборка осуществляется по осени несколько раз в день. II класс – это «объекты районного назначения: парки, сады, скверы, бульвары, улицы, дороги и проезды». III класс включает зеленые насаждения местного значения — внутриквартальное озеленение и сады микрорайонов. К IV классу относят ландшафтные и исторические парки, объекты озеленения различных ведомств, школ, больниц, дошкольных учреждений. V класс включает лесопарки и леса в пределах городской черты. Опавшие листья предусмотрено оставлять только в лесопарках, городских лесах и частично в ландшафтных и исторических парках.

Утилизация собранной листвы, как правило, проводиться за городской чертой. Она не должна оставаться на территории, собранная в кучи – это противоречит санитарным нормам и правилам эксплуатации зеленых насаждений. Как мы видим, в Петербурге правила прямо противоречат московским. Листья не должны сжигаться – это опасно с экологической точки зрения, так как все накопленные токсические вещества поступают в воздух. Сжигание мусора, в том числе листьев, в черте города запрещено. Вывоз собранных листьев должен быть предусмотрен эксплуатирующей организацией и владельцем.

К утилизации листьев надо подходить селективно, то есть решать вопрос для каждого объекта зеленых насаждений отдельно, учитывая все его особенности. Но кроме, признанного нецелесообразным сожжения и переработки на компост, опавшие листья могут служить сырьём для самых неожиданных вещей.

Самое простое решение — гнать из листьев этиловый спирт, как из древесных опилок, почему-то не реализовано.

Пока хорошо заработать на листопаде удалось жителям Бирмингема Питеру Моррисону и Шэрон Уормингтон, создававших фирму BioFuels International.

Предприятие специализируется на производстве поленьев из опавшей листвы. Это не просто бизнес, а борьба за экологию под лозунгами спасение окружающей среды и против парникового эффекта. Каждое полено марки Leaf Log весит чуть больше одного килограмма, а имеет сантиметров тридцать в длину. По проведенным исследованиям оказалось, что оставленные гнить на земле листья, разлагаясь, выделяют метан, который попадая в атмосферу, в 20 раз превышает негативные показатели углекислого газа. За счет метана и происходит отопление помещения при использовании поленьев компании BioFuels International, однако в данном случае в атмосферу попадает углекислый газ, который ранее дерево получило из воздуха. Таким образом, «дрова» из опавших листьев несут двойную пользу для окружающей среды. В Великобритании упаковка из 10 поленьев Leaf Log стоит 35 фунтов или 56 долларов, при этом доставка в пределах страны осуществляется бесплатно. Время горения одного «полена» составляет 2-3 часа, что в три раза дольше натурального аналога.

Данный вид топлива становится все популярнее в Англии, где только в прошлом году с каждого крупного дерева упало 50 тысяч листьев, что в общей сложности составило примерно миллион тонн.

Так, что предприимчивые бирмингемцы имеют практически неисчерпаемый ресурс. Успех новой технологии создания «лиственных» дров заинтересовал бизнесменов в других странах и в минувшем году в стали поступать заказы из-за рубежа, одобрив которые британцы позволят создавать аналогичные франчейзинговые предприятия по всему миру.

Кстати, опавшие листья пытались применять в строительстве, изготавливая из них облицовочные панели. Однако дело не пошло, но технология осталась. Теперь одна японская фирма изготавливает по ней «целебные» панели из зеленого чая. Но это уже не опавшие листья, а специально собранные.

Еще дальше пошла нью-йоркская компания VerTerra . Она выпустила одноразовые тарелки и чашки из опавших листьев. Посуда изготавливается по особой технологии с помощью пара и тепла. Причем при ее изготовлении не используется никаких химических веществ. Важная особенность этой посуды – это возможность использования ее в микроволновой печи, духовке и холодильнике. Цена одной тарелки примерно 1 доллар.

Запись опубликована в рубрике Ландшафтный дизайн и благоустройство, Лесное хозяйство с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.