В магазинах все чаще встречаются товары, пестрящие завлекающими надписями — органический, экологичный, био—продукт. Туристические агентства предлагают услугу «эко-туризм». Дизайнеры создают коллекции из натуральных волокон, используя природные красители и цветы для украшения. Интернет наполнен многочисленными сообществами, движениями, объединениями борцов за экологию: «Зеленые», «Сохраним Химкинский лес», «Местные», «ЭКА», «Экооборона»,, «Зеленая альтернатива», «Друзья природы» и т.д. Ясно одно: в России формируется мода на экологию.
Осенью уходящего года в Москве прошло необычное мероприятие—выходные Эко-моды «Переходи на зеленое». В России тема эко-одежды и эко-моды только начинает набирать популярность. Выходные эко-моды направлены на продвижение этой важной и увлекательной темы в обществе. Дизайнеры продемонстрировали костюмы из органического хлопка, льна, войлока, биошелка и других натуральных материалов, тканей, прошедших вторичную переработку. В показе фигурировали валенки, одежда, украшения из старых вещей: компьютерных деталей, пластиковых бутылок, полиэтиленовых пакетов, видео-пленки. Антураж помещения, в котором проходил «зеленый» показ мод соответствовал пропагандируемому принципу «экологичности»: сиденья из сенных блоков, часть подиума также была сконструирована из них, корзины с яблоками, гранатами, апельсинами обрамляли сцену. Во время мероприятия действовала система раздельного сбора отходов. Всем гостям подавали вегетарианские угощения на бумажной биоразлагаемой посуде. Цель этого творческого события—рассказать всем желающим, что такое эко-мода, а также начать формирование сообщества российских эко-дизайнеров.
Знаменитости решают экологические проблемы с лопатами
Эко-идеи пропагандируют не только активисты общественных организаций. В российском шоу-бизнесе становится модным бороться за спасение планеты. Весной Департамент природопользования и охраны окружающей среды столицы провел общегородской субботник, приуроченный к Всемирной акции День земли на территории Ландшафтного заказника «Тропаревский». В уборке приняли участие отечественные звезды: Алена Свиридова, Елена Воробей, Андрей Чадов, Михаил Полицеймако, Дмитрий Дюжев и другие. Знаменитости, вооружившись лопатами, высаживали деревья, очищали парк от мусора, красили скамейки и заборы.
Знаменитости привлекают внимание к экологии и весьма эпатажными акциями. В этом году прошла необычная выставка, где зрители могли лицезреть фотографии обнаженных отечественных звезд. Знаменитости разделись ради спасения природы. Ольга Шелест, Ксения Собчак, Тутта Ларсен, Тина Канделаки, Галина Степаненко, Сергей Филин, Егор Бероев, Артем Ткаченко, Петр Федоров, Юрий Колокольников, Ирина Гринева, Любовь Толкалина, Ольга Кабо, Маша Цигаль, прикрывая листами бумаги обнаженное тело, пропагандировали простые способы решения глобальных экологических проблем. Основной призыв выставки — осознанно относиться к использованию бумаги, так как для ее производства вырубаются деревья, сдавать макулатуру на переработку, печатать на обеих сторонах.
Забота о природе или маркетинговый трюк?
Переживающие за экологию потребители могут сделать свой вклад в решение глобальных проблем, покупая экологичную косметику, продукты, убеждают производители. Экологичный продукт буквально—это тот, который на всех стадиях своего производства, транспортировки, а также использования и последующей утилизации—не наносит вовсе или наносит минимальный вред окружающей среде. В России нет четких правил и требований к экологичности продуктов, поэтому зачастую приставки «био», «эко», «натуральный» являются не более чем маркетинговым трюком.
Предвыборная экология
Мода на экологию в России распространяется и на политику. Так 23 апреля в Михайловском парке прошел субботник с участием «высокопоставленных активистов»: Аркадий Дворкович, советник президента РФ, Людмила Швецова, заммэра, Сергей Байдаков, префект Центрального административного округа Москвы высаживали кусты сирени. Эксперты WWF подсчитали, сколько раз фигурирует слово «экология», «экологический», «окружающая среда» в партийных программах 2011 года: Единая Россия—0 раз, КПРФ—2 раза, Патриоты и Правое дело—по 3 раза, Яблоко—6 раз, ЛДПР и Справедливая Россия—по 9 раз. Безусловно, это многообещающая тенденция: о решении экологических проблем задумались политики. Однако может оказаться, что это тот же «маркетинговый ход».
Желающим сделать свой стиль жизни более экологичным, стоит придерживаться нескольких простых советов, чтобы не стать жертвой рекламных манипуляций. Во-первых, необходимо покупать фермерские продукты, произрастающие непосредственно в той местности, где живет покупатель. В магазинах эко-продуктов часто можно увидеть ананасы или другие экзотические, не свойственные нашей полосе фрукты, это пример очевидной дезинформации. Эти фрукты могут быть органическими, то есть выращенными без химических удобрений, в чистой почве, однако экологичными, то есть не приносящими вреда окружающей среде, их не назовешь, так как их привозят издалека. Во время транспортировки таких товаров сжигается много топлива, и соответственно, производятся больше вредных выбросов в атмосферу. Во-вторых, надо сокращать потребление, то есть покупать только то, что действительно нужно. Чем больше люди покупают, тем больше требуется технологических мощностей, заводов, фабрик, чтобы удовлетворить спрос. При этом все предприятия тратят на производство колоссальные количества энергии, и также выбрасывают в атмосферу вредные газы. Кроме того, нужно отказаться от товаров в неперерабатываемой упаковке, ходить по магазинам с многоразовой сумкой, авоськой или тряпочными мешочками, которые можно сделать своими руками из старых вещей. Выполнять эти три предписания, безусловно, сложнее, чем посадить куст сирени.