Недостаток городской площади – один из аргументов чиновников в борьбе с зелеными насаждениями. Мол, мы бы и рады, да сами понимаете, места не хватает… Но, на самом деле место для природы в городской суете всегда можно найти. Свой пример демонстрирует Мехико, крупнейший мегаполис, который еще совсем недавно из-за загрязненного воздуха называли «Mexsicko City» (sick – больной, испытывающий тошноту).
Городские проспекты украсили грандиозные зеленые арки с растениями. Вертикальные сады очищают загаженный выхлопами воздух и радуют глаз. Каждая из трех «VerdMX», экологических скульптур, установленных в городе на некоммерческой основе, одновременно и произведение искусства, и генератор кислорода.
Архитектор, спроектировавший скульптуры, 30-летний Фернандо Ортис Монастеро (Fernando Ortiz Monasterio) считает главным приоритетом своей работы попытку изменить город. «Это путь возвращения к природе».
Экологически чистые «зеленые» города, такие как Портленд в Орегоне тоже строят свои вертикальные сады. Но для развивающихся стран Мехико – пример нового мира. Город прошел путь от посмешища, до лидера по чистоте воздуха.
В Мехико экологические проблемы часто пересекаются с попытками творческого самовыражения, причем новые и необычные идеи находят финансовую поддержку бизнеса.
В городе есть молодые архитекторы, работающие над тем, чтобы поднять дороги вверх и возродить древние реки. Молодые женщины, выращивающие помидоры на стенах высоток, художники, превращающие мусор, выловленный из океана, в произведения искусства.
Зеленые скульптуры VerdMX – часть обширного движения вертикальных садов и садов на крышах. Они красивы и полезны, но в то же время их опыт показывает, как далеко еще предстоит пройти городу.
Самый впечатляющий вертикальный сад установлен над проспектом Чапултепек (Chapultepec Avenue). Но листья растений вялые, они с трудом противостоят автомобильным выхлопам. Только те «счастливчики», которые растут на южной стороне, чувствуют себя более-менее хорошо.
На растения негативно влияет интенсивное движение, тем не менее, Габриэла Родригес (Gabriela Rodríguez), директор проекта, надеется, что они выдержат, по меньшей мере, год. По ее словам для инсталляции выбирались самые стойкие вид.