Раневый ( язвенный ) рак ели европейской (Picea abies (L.) Karst)


Язвенный рак ели европейской (Picea abies (L.) Karst) – это болезнь стволов и ветвей деревьев в возрасте от 10-15 до 100 лет и более, при которой на стволах и ветвях образуются разные типы ран:

открытая рана, вытянутая вдоль ствола, с неясно выраженной ступенчатостью и с острыми краями;

широкая, открытая ступенчатая рана, неправильно округлой формы;

рана открытая, не ступенчатая или со слабо выраженной ступенчатостью,
вытянутая, длиной до 1,5 м, шириной до ½ окружности ствола, с
заостренными краями или имеющими вид засмоленных валиков;

Как правило, раны наблюдаются в нижней части ствола, реже располагаются
выше этого предела. Старые раковые раны – пепельно-серые, часто покрыты
засохшей растрескавшейся смолой. Также могут поражаться ель финская (P.
fennica), сибирская (P. оbovata), восточная, или кавказская (P. оrientalis),
колючая (P. рungens) и др. (1)

Процесс болезни у ели при всех формах раковых ран может протекать активно и пассивно. При активном процессе болезни образуются, как правило, широко открытые быстро прогрессирующие раковые язвы, часто сопровождающиеся смолотечением. При пассивном процессе болезни раковые язвы развиваются медленно, а иногда они совсем не образуются, и в этом случае рак представляет собой неправильной формы наплывы древесины полностью или частично покрытые корой, сильно засмоленные, с мицелием гриба Pullularia pullulans на поверхности смоляных выделений. Иногда раковые раны зарастают. (9)
Первопричинами, способствующими появлению рака ели, являются механические повреждения различного происхождения. Это могут быть всевозможные травмы, наносимые деревьям в результате рубок ухода или сохраняемому подросту в процессе рубок главного пользования, травмы, наносимые животными, насекомыми или птицами, а также повреждения в результате метеорологических причин (морозные трещины, ожог коры) или в связи с образованием мелких трещин коры у основания ветвей. (9)
В древесине раковых образований наблюдается нарушение её анатомического строения. (7) Это отмечается как в случае открытых раковых язв, так и у наплывов, образующихся при депрессивном развитии болезни. Древесина в зоне рака имеет путаное свилеватое строение, она содержит очень много сердцевинных лучей, патологических смоляных ходов, трахеиды сильно деформированы, при этом ранние и поздние трахеиды трудно различимы. (9)

Древесина раковых образований ели отличается от здоровой также и физико-механическими свойствами. Раковые поражения приводят к значительному повышению твёрдости древесины, однако, делают её более хрупкой. (1) Исследования экологии язвенного рака ели, проведённые сотрудниками кафедры защиты леса СПБ ГЛТУ им.С.М.Кирова (1), установили, что в основном очаги болезни отмечаются среди крупного подроста и деревьев II яруса, преимущественно под пологом берёзовых и осиновых древостоев, а также у деревьев I яруса в средневозрастных насаждениях ели. Большая часть очагов наблюдается в насаждениях I и II классов бонитета и меньше в III классе бонитета, преимущественно в кисличных и кислично-черничных типах леса.
Зудилин В.А. в своих исследованиях указывает, что поражённость увеличивается с увеличением влажности почвы и составляет соответственно:
в ельнике мшистом – (В2) – 3,2%; кисличном (Д2) – 4,4%; орляковом (С3) – 5,8%; черничном (С3) – 6,3%; долгомошниковом (В4) – 8,1%. Существенное
влияние на развитие раковых язв оказывает также полнота насаждения. Если в низво- и среднеполнотных древостоях пораженность деревьев практически
одинакова и колеблется от 4,1 до 5,8, то в более полнотных ельниках (полнота 0,8 и выше) распространенность болезни резко возрастает и достигает 8-9%. (2).
У фитопатологов существует мнение, что рак у деревьев обычно развивается в связи с ослаблением жизнедеятельности растений. Но что касается ели, то пока ещё в этом вопросе не имеется определённых данных.
Вероятно, при наличии благоприятных условий для развития инфекции рак может начаться у деревьев любого физиологического состояния. Возможно, у ослабленных елей он развивается активнее, а у сильных – замедленно с последующим зарастанием язв. А возможно, что для развития рака у ели наиболее существенным фактором является ослабление отдельных участков тканей, например, в связи с ушибами и механическими повреждениями, в зоне которых понижается активность защитных реакций, где часто и наблюдаются раковые раны.

Известен язвенный рак давно. Название болезни встречается ещё в работах Гартига (2), который связывал её с грибом Nectria cucurbitula (Tode.)
Wint. В 1906 году сделал описание рака ели Зедербауер (3). По его данным, рак ели связан с грибом Dasyscypha caliciformis (Wild.) Rehm., который проникает через места повреждений, сделанные лесными обитателями.
Фердинандсен и Иоргенсен (4) описали рак ели на Picea excels, P. Sithensis, Abies caliciformis, Pinus contorata: по их мнению, возбудителем рака у этих древесных пород являются Dasyscypha calisiformis (Wild.) Rehm., D. resinaria (Che et Phyll.) Rehm/. Lahnellula Rehmii Ferd. Et Jorg. По мнению Лаинга (9), рак у ели Ситка в Англии вызывается грибом Nectria cucurbitula, при этом первопричиной, способствующей появлению болезни, он считает подрезку ветвей, вызывающую отмирание камбия и появление язв, а также повреждения, сделанные молью Lasperesia pactolana Lell. По данным Цыха (5), рак ели Ситка в Германии вызывается также грибом Nectria cucurbitula, а первопричинами, способствующими появлению болезни, являются различные поранения, повреждения насекомыми, а также повреждения тканей дерева заморозками.

Ряд авторов обнаружили на хвойных, в том числе и у елей, поражённых раком, гриб Cytospora Kunsei Sacc. (6), (7), а также грибы Dermea piciena Groves и Cenangiella abietina Ell. Ev. (8).

На некоторых видах ели отмечен как возбудитель рака гриб Scleroderris lagerbepgii, который обычно вызывает лишь некроз коры (9). По мнению Доманского (Domanski, 1966), в Польше рак ели, обнаруженный им в 20-80-летних насаждениях, связан с повреждением деревьев обитателями леса, а
непосредственной причиной рака является гриб Stereum sanguinolentum (Alb et Schw.) Fr., который сначала вызывает центральную гниль, а потом
переходит к паразитической деятельности, убивая каллюс, камбий и кору около раны, в результате чего образуется рак.

В Америке на разных видах ели, в том числе на еле европейской (Norway spruce) отмечается цитоспоровый рак ели, возбудителем которого считается Leucostoma kunzei (обычно известный как Cytospora kunzei), совершенная стадия известна как Valsa kunzei. При дальнейшем развитии раны расширяются, приобретают зачастую ступенчатую структуру.
Венче Тальго в своих работах сообщает о Neonectria ditissima-like fungu, грибах, лишь по пяти парам хромосом отличающихся от Neonectria ditissima, которые также вызывают язвенный рак на стволах Picea abies. (18) Василяускас и многие другие авторы указывают на Neonectria fuckeliana как на возбудителя. (16), (17)

В интерактивном мультимедийном определителе наиболее распространённых болезней в лесном фонде, питомниках и дендропарках (республика Беларусь) указывается, что возбудителем язвенного рака является комплекс патогенов (грибы родов Ceratocystis, Nectria; бактерии).
Данный определитель создан совместно Министерством лесного хозяйства Республики Беларусь, ГНУ «Институт экспериментальной ботаники им. В.
Ф. Купревича НАН Беларуси», Государственным учреждением по защите и мониторингу леса «Беллесозащита», УО «Белорусский государственный
технологический университет».

На сегодняшний день нет достоверных данных о возбудителе язвенного рака ели на территории России. Так, в документах РосЛесЗащиты (8) указывается: «возбудитель раневого (язвенного) рака – предположительно комплекс грибов, среди которых доминирует Biatorella difformis (Fries) Rehm».
Щедрова В.И. в своих работах указывает, что Biatorella difformis является возбудителем язвенного рака ели, но ставит пометку «пока предположительно». (9) Е? исследования не были завершены. Также Щедрова В.И. отмечает возможную причастность к язвенному раку ели и других грибов. Так, из древесины раковых образований ели, полученных из насаждений Литвы, были выделены два штамма, по виду мицелия и конидиальному плодоношению близкие грибу Biatorella pinastri, но отличающиеся от последнего цветом, размерами пикнид и другими признаками. Систематическая принадлежность их не была установлена. На поверхности раковых язв иногда отмечалось плодоношение гриба Dasyscypha resinaria. Зудилин В.А. (БГИТА, Брянск, РФ) также говорит, что «вопрос этиологии болезни до сих пор не ясен». (3)
Соболева Л.М. (БГИТА, г. Брянск, РФ) указывает, что «язвенный ступенчатый рак ели вызывает Nectria cucurbitula Tode., Wint». (9)
Всё сказанное о язвенном раке ели свидетельствует о большом отрицательном значении его для лесного хозяйства. Рак ели приносит ещё более серьёзный вред, чем рак сосны, так как он поражает деревья разного возраста в насаждениях естественного и искусственного происхождения, развиваясь на растениях нормального роста и развития, произрастающих в лучших лесорастительных условий. Болезнь снижает продуктивность еловых лесов. Развиваясь на еловом подросте, подлежащем сохранению при рубках, рак способствует его поломке в местах образовавшихся язв. И, наконец, следствием болезни является снижение выхода деловой древесины и качества получаемых сортиментов. Особо отрицательная роль рака для стволов ели заключается ещё и в том, что он благоприятствует развитию раневой гнили. Известно, что ель очень чувствительна к ранениям и подвержена раневой гнили древесины ствола при открытых ранах. Чем дольше открыта рана, тем интенсивнее развивается гниль, так как грибам возбудителям раневой гнили необходима весьма высокая аэрация. Если при наличии раны началось развитие раневой гнили древесины, а по краю раны –
рака, то совместное действие этих двух поражений, если не обесценивает весь ствол полностью, то приводит к большой потере деловой древесины.

Профилактика язвенного рака ели должна быть направлена прежде всего на охрану деревьев от возможных механических повреждений стволов (и ветвей) в процессе всех проводимых лесохозяйственных мероприятий в лесу, а также рубок главного пользования с сохранением подроста.

В лесничествах и среди арендаторов следует проводить разъяснительную работу о необходимости бережного отношения к ели, так как решить вопрос защиты
её от травм можно лишь при условии повышения культуры лесохозяйственных и лесозаготовительных работ. Необходимо регулировать численность лосей и других повреждающих деревья животных (оленей, кабанов) на территории лесничеств, поскольку плотность их популяций заметно влияет на распространённость болезни. Больные деревья надо убирать в процессе рубок ухода. Конкретные меры по защите ели от раковой болезни не разработаны.

Заключение

Приведённые данные свидетельствуют о недостаточной изученности язвенного рака ели на территории России. Перед фитопатологами стоят задачи более глубокого исследования этой важной болезни. Необходимо раскрыть сущность патологического процесса при раковом заболевании, расширить и углубить фитопатологические исследования всех поражённых тканей, провести их гистологические и биохимические исследования.
Необходимо прояснить этиологию болезни, выявить основные патогенные виды на территории России, провести дальнейшие изучение биологии возбудителей рака и экологических особенностей его развития, являющихся основой для разработки профилактики болезни в различных лесорастительных условиях.

Список использованной литературы

1. Вишнякова Т.Н., Осташев Н.Т., Слепян Э.И., Щедрова В.И.,
Емельянова Л.А. Изменение физико-механических свойств древесины
ели при язвенном раке. Лесоводство, лесные культуры и почвоведение.
Межвуз. сб. научн. тр. 1977 г., VI.
2. Гартиг, Р. Болезни деревьев. Москва : МГУЛ, 2005. — 266 с.
3. Зидулин В.А.,. Язвенный рак стволов ели в учебно-опытном лесхозе
БГИТА и его вредоносность. Актуальные проблемы лесного
комплекса. Брянск: БГИТА, 2008 г., Т. I.
4. Mатериалы сайта ботанического сада штата Миссури
(http://www.missouribotanicalgarden.org/gardens-gardening/yourgarden/help-for-the-home-gardener/advice-tips-resources/pests-andproblems/diseases/cankers/cytospora-canker.aspx)
5. Слепян Э.И., Щедрова В.И., Осташев Н.Т. Экология инфекционного
рака стволов и ветвей ели европейской. Защита растений. Межвуз. сб.
научн. тр. Л.: ЛТА, 1977 г., II.
6. Соболева Л.М., Анализ санитарного состояния еловый насаждений
Карачижского лесничества учебно-опытного лесхоза БГИТА.
Актуальные проблемы лесного комплекса. Брянск: БГИТА, 2008 г., Т. I
7. Соколов, Щедрова. Ленинграл : ЛТА, 1975;
8. Справочник кодов болезней леса, РосЛесЗащита;
9. Щедрова В.И., Болезни хвойных пород. Язвенный рак лиственницы,
сосны и ели. Ленинград : ЛТА, 1979.
10.Boyce, John Shaw. Forest pathology. Ed. 3. New-York : McGraw-Hill Book
Co., Inc.,, 1961 — 572 c.
11.FERDINANDSEN, C. OG C. A. JORGENSEN. Skovtr?ernes Sygdomme.
Gyldendal, Velholdt : б.н., 1938.
12.George H. Hepting and Marvin E. Fowler. Tree Diseases of Eastern Forests
and Farm Woodlands. Agriculture Information Bulletin No. 254. б.м. : U.S.
Department of Agriculture, 1962.
13.Jorgensen, E., and J.D. Cafley. 1961. Branch and stem cankers of white and
Norway spruce in Ontario. Forestry Chronicle
14.Lewis K. Kamiri and Franklin F. Laemmlen; Effects of drought-stress and
wounding on cytospora canker development on colorado blue spruce.
Journal of arboriculture, May 1981 Vol. 7, No. 5.
15.Smerlis Е., Synonymy and pathogenicity of Dermea piceina. Canadian
Journal of Botany 47(1): 213-214. 1969 г.
16.Vasiliauskas R. 1998. Five basidiomycetes in living stems of Picea abies,
associated with 7-25 year-old wounds. Baltic Forestry, 1: 29-35
17.Vasiliauskas R., Stenlid J., Johansson M. Fungi in bark peeling wounds of
Picea ahies in central Sweden. Forest pathology, vol. 24, 1996
18.Venche Talgo, Neonectria-canker on trees in Norway. Journal of
Agricultural extension and rural development, Vol.4(9), pp. 252 — 255, May
2012
19.Zederbauer, Emmerich. Fichtenkrebs. Vienna : Centralb.fur das gesamte
forstwesen, 1904.
20.Zycha, H. Eine Krebserkrankung der Sitka-Fichte (Picea sitchensis [Bong.]
Carr.). European Journal of Forest Research. September 1955 г., Т. Volume
74, Issue 9, pp 293-305.

Источник

Информацию предоставил

Руководитель отдела защиты растений АПК «Витус»

Синельников Константин Юрьевич

Отдел по защите растений АгроПромышленного Комплекса «Витус» оказывает онлайн услуги по определению болезней и вредителей, разрабатывает план мероприятий по борьбе с ними, проводит обработку зелёных насаждений средствами защиты .

Пишите нам:

ltd_vitus@inbox.ru

8 916 650 69 98

Запись опубликована в рубрике Защита зелёных насаждений, защита леса, Лесное хозяйство с метками , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.