Икебана: стиль "Икенобо"

ikebana031Самая первая школа икэбаны в Японии — Икенобо была основана в середине ХV века выдающимся священнослужителем буддийского храма Какудо. в г. Киото — Икенобо Сенкеем. В настоящее время эту школу возглавляет Икенобо Сен-ей, представитель 45-го поколения этой знаменитой династии мастеров икэбаны.

ikebana034Школа Икенобо входит в тройку самых влиятельных и популярных школ Японии, она пользуется широкой известностью не только в своей стране, но и далеко за ее пределами. Ее учеников и последователей насчитывается до 3 миллионов человек. Часто говорят, что Икенобо есть не что иное, как сама история икэбаны. В ней и по сей день культивируются старые стили, такие как Рикка и Сека. Композиции этих стилей наполнены глубоким философским смыслом и символикой. Но наряду с этим, школа Икенобо в настоящее время развивает свое искусство, используя и другие популярные стили, такие как нагеирэ и морибана. В ее свободных композициях — и художественные новейшие приемы авангардистского толка, и новые, не традиционные, материалы растительного и иного происхождения.

кола Икенобо является хранительницей самого древнего стиля — Рикка. Сейчас нет другой школы, обучающей своих учеников архаическому стилю. Да и в повседневной жизни не увидишь композиций в стиле традиционной Рикки — ни в жилищах, ни в общественных интерьерах. Но они обязательно присутствуют при, всякого рода торжествах, религиозных ритуалах. Сам стиль за свою историю претерпел и продолжает претерпевать большие изменения. Первоначально икэбана в стиле Рикка предназначалась для обширных помещений. Сперва в храмах, затем в залах домов дворян, самураев, торговцев и т.п. 0на играла роль, но в то же время была знаком славы и благородства ее хозяина. И по мере того, как строения становились ее роскошными, рикка приобретала все большую пышность и блистательность. Композиция рикки создавалась довольно высокой, около 1,5 метра и более и шириной 1-1,3 метра. В основе ее конструкции — разносторонний треугольник, этот символ совершенной гармонии. По своему виду она массивна, громоздка, использует многочисленные растения, главными из которых были сосна, символизирующая линию неба, также бамбук, кедр. Растения в композициях этого стиля не опираются о стенки сосуда или его края, а возносятся из воды общим пучком, как будто на едином вертикальном стволе; этот ствол, высотой 8-15 см, состоит из тесно прижатых друг к другу стеблей всех растений, составляющих композицию, очищенных внизу от листьев и веточек, Конструкция Рикки была строго регламентирована: ей предписывались количество и набор элементов (ветвей и цветов), а также расположение и назначение каждого элемента. Создавать ее было трудно и долго. Этим могли заниматься только хорошо подготовленные мастера (мужчины), посвятившие этому делу свою жизнь и передававшие свой опыт и технические секреты по наследству. Рикка обычно ставится в глубокой вазе с сильно расширенной

ikebana023По очертанию Рикка может быть веерообразной овальной, эллиптической и т. д. Было время, когда считались модными и аранжировки удлиненной формы (высота на 10% больше ширины), но в классических формах высота и ширина должны быть примерно одинаковыми. В прежние дни, когда Рикка предназналась только для храмов, она была симметричной, но, выйдя за пределы храма, она приобрела общий асимметричный облик. Вся конструкция создается вокруг сии из веток, простирающихся во все стороны. Если пространство, занятое растениями, мысленно разучить на три уровня, то в верхней части будут размешаться Син и микоси, в среднем — соэ, укэ, шосин и до, а в нижнем — хикаэ, хикаэ и нагаси. При этом соэ и нагаси, а также хикаэ и укэ находятся в диагонально-противоположных местах. Син стоит чуть позади центра; шосин — в самом центре, в точке немного выше, чем 1/3 высоты син. Ниже шосин размещен до обычно, это масса из листьев или цветов).

Конструктивных элементов у Рикки девять (раньше их было семь):

2006042413361273

1. син — главная ветвь,

2. шосин — центр (ветка истины),

3. соэ — помощник,

4. укэ — принимающая ветвь,

5 .до — тело,

6. хикаэ — соединяющая (запасающая),

7. маеоки — передний план

8. нагаси — струящаяся ветвь, или ручей

9. микоси — смотрящая вверх (поддерживающая),

Маеоки стоит прямо впереди, следующими ставят стебли, уравновешивающие перечисленные четыре.
Стебель хикаэ, уравновешивающий син, закрепляется так, чтобы его верхушка оказалась на 1/2 высоты до.
Другая ветка — соэ — также уравновешивающая син, размещается тик, чтобы верхушка ее, а также син и до образовали разносторонний треугольник.
Соэ и хикаэ наклонены под углом 45 влево и назад, укэ — 45 вправо и назад, нагаси на 45′ вправо вдоль укэ, а затем возвращается в положение 50′ вперед.
Шосин стоит совершенно прямо в центре композиции.
Маеоки протягивается вперед под углом 90, по длине, равный радиусу всей сферы, до также простирается вперед от син.
Укэ ставится на противоположной стороне от хикаэ, на высоте 1/4 — 1/5 высоты до; он уравновешивает хикае и всю левую сторону.
Нагаси фиксируется на крепителях позади укэ, простираясь вперед как баланс для син и соэ.
Последней из всех ставится маеоки.
Все эти плавные ветки нужно разместить так, чтобы они создали баланс во всех частях аранжировки и образовывали контрасты, во избежание монотонности, Таким образом, син, шосин, маеоки составляют ядро композици, а остальные ветки помогают создавать общее гармоничное целое. Помимо этих основных веток и стеблей, композиция наполняется и другими растениями, главным Образом цветами И крупными листьями.

Группу крупных, хорошей формы листьев древесных и травянистых растений главные ветки и сделать аранжировку более привлекательной. Добавление цветов в область элемента “до” может значительно повысить декоративный эффект. За последние полвека в литературе зафиксировано около 30 стилей Рикки традиционной, не считая многочисленных вариаций.

Прежде всего следует отметить, что традиционная Рикка подразделяется в зависимости от формы син, главной ветки композиции, на две категории: с прямостоящей главной веткой син и с отклоненной веткой син. Композиции первого стиля имеют прямостоячий вид, по очертанию — веерную, эллиптическую, округлую и треугольную формы. Центр тяжести композиции совпадает с центром используемой вазы. Здесь передний элемент (маеоки) уравновешивает главную ветку син. Этот стиль использовался всенародно на праздниках и на различных встречах персон из высших слоев общества, так как он очень эффектен и создает торжественны и возвышенную атмосферу.

В композициях второго стиля центральные ветки Шосин, до и Маеоки — остаются неизменными, как и в первом, но главная ветвь — Син — отклоняется от центрального положения, изгибаясь вправо или влево. Это создает ощущение движения, которое совершенно отсутствует В первом стиле. Этим самым сделана попытка отобразить природу с ее неподвижными горами и подвижностью растительного покрова на них. Есть несколько разновидностей этого стиля, которые различаются по тому, на какой высоте Син начинает свой изгиб в сторону и куда склоняется его вершина. Как одну из разновидностей Рикки с отклоненным син, можно представить так называемую песчаную композицию. В отличие от большинства стилей, этот имеет горизонтальный вид. Аранжировка устраивается в плоской широко открытой вазе, которая наполняется песком после того, как аранжировка будет полностью готова. Если другие композиции выражают высоту и статичность, то эта выражает обширность и динамичность. В такой композиции можно отразить природный пейзаж с растущей на переднем плане травой и просматриваемые сквозь нее дальние горы и холмы. В аранжировке главная ветка, да и другие, сильно и причудливо изгибаются. Стиль подразделяется на одно-групповой и двух-групповой. В первом ставится одна группа растений по всем правилам построения Рикки; в другом размещаются две группы растений, которые объединяются в одну композицию С удивительным пространственным эффектом. В первой соотношение высоты к ширине должно быть 4:6, а во второй — ширина вдвое больше высоты. Этот стиль больше всего подходит для холлов.

Сека

Стиль Сека возник в школе Икенобо в середине периода Эдо (начало ХYIII столетия). Основал его настоятель храма в Киото — Икенобо Сен-о, он же разработал и новые художественные и технические правила расстановки растений в вазах, Сека развилась из Рикки, когда последняя уже не могла полностью удовлетворять потребности дня в силу своих строго установленных форм и ограничений. Нужны были более либеральные аранжировки со свободно выраженными темами и новыми видами растений, более доступные и понятные. Принято считать, что стиль Сека представляет собою упрощенную форму стиля Рикка и отчасти, более сложную чем нагеирэ хотя и имеет с ними много и много общего конструкции используются три основных элемента (из веток и цветов) Сека — это асимметричная трехлинейная наиболее подходящая для выражения понятия японской красоты. так как асимметричность — один из постулатов японского толкования Аранжировка строится на принципе гармонии, которую создают вместе эти три основных элемента (Син, Соэ, Тай), составляющие вселенную. Композиции ставятся и в низких вазах. Три основные ветки устанавливаются в вазе таким образом, что линии, соединяющие вершины Син, Соэ и тай, образуют разносторонний треугольник.

Главная ветка Син занимает центральное место и стоит прямо, Соэ наклоняется вперед, вправо или влево, и тай наклоняется вперед, вправо или влево, но обязательно в противоположную сторону от Соэ, уравновешиваемо. Длина Син над поверхностью воды, В зависимости от силы и характера растений, ширины вазы и места установки композиции, берется больше размера вазы в 1,5-3 раза. Размер Син во многом зависит индивидуального художественного вкуса аранжировщика, от его опытности. Длина Соэ составляет 2/3 от Син, а тай — примерно 1/2 от Соэ или 1/3 от Син.

1. Син

2. Соэ

3. Тай

4. Дополнительная Син (передняя)

5. Дополнительная Син (задняя)

6. Соэ дополнительная

7. Тай дополнительная

К каждому из этих основных элементов, при необходимости, можно ставить вспомогательные. В композиции отчетливо просматриваются три группы растений, не переплетающихся между собою, но составляющие гармоничное и сбалансированное целое Общее число веток (цветов и трав), основных и вспомогательных, должно быть нечетным. Все стебли расставляют в вазе так, чтобы выходили они из нее вместе, вверх, образуя единый ствол высотою 8-10 см; выше все растения расходятся и занимают соответствующее положение. На держателе их размещают почти в одну линию. Основание ветки Син располагается в центре, замыкает всю группу растений сзади Соэ, а тай стоит впереди всех, ближе к зрителю. В композициях стиля Сека растения не опираются ни о стенки сосудов, ни о края его горловины, а поднимаются из вазы самостоятельно, цельным, как бы сплющенным с боков стволом. Поэтому особое внимание уделяется здесь технике креплении растений в сосуде.

Нагеирэ

Аранжировка нагеирэ (цветы, брошенные в воду) насчитывает, окало 400 лет своей истории, примерно столько же, сколько и Рикка. Она появилась в противовес Рикке, строго регламентированной, сложной и помпезной, недоступной широким слоям населения. В нагеирэ срезанные цветы свободно опираются о края сосуда, предстают перед зрителем в таком виде, в каком они в природе. В те далекие дни все такие свободные композиции, выполненные и профессионалами, и любителями, объединялись под общим названием Нагеирэ-бана. Одной из форм Нагеирэ-бана был стиль Тябана, существующий теперь как самостоятельный. Тябана — непременный спутник, атрибут древней красивой национальной традиции — чайной церемонии, зародившейся в XVI веке. Это так называемая икэбана одного цветка. Когда в чайной церемонии распространилось эстетическое восприятие “изящной простоты”, икэбана, украшающая чайный павильон, приравнивалась к каллиграфическим свиткам в токонома и служила элементом, символизирующим душевный покой. Цветы самые простые, скромные; брали их немного, иногда даже одно растение.

Обычно ставились цветы одного вида, например, хризантема, ирис. В таких композициях воплощались идеи дзен (название течения в буддизме): видеть в малом большое; отвергать плотное, предпочитая легкое; в малом гораздо больше малое выражает весь мир. Согласно этой философии, следует дорожить двойкой, которая предшествует небольшими композициями с малым количеством цветов.

Выдающийся деятель культуры и политики своего времени (1421-1591), основоположник чайной церемонии Сэнно Рикю трактовал Тябана так: жизнь цветов связана с водой; цветы должны выглядеть естественно; не подобает увлекаться внешней красотой цветов. Смысл этого наставления в следующем: цветы не просто предмет для украшения комнаты, а живые существа, достойные уважения; при аранжировке надо подчеркнуть их стремление к свету и солнцу, показать постепенное распускание цветов, подбирая их распустившимися лишь на 1/4- 1/3. Не следует брать слишком плотные бутоны — они не передают движение. Чтобы поддержать жизненную силу цветов, надо обеспечить хороший доступ в них воды. Цветы должны стоять на мягком, скромном фоне, сохраняя первозданную красоту; основные и вспомогательные элементы композиции должны не соперничать, а быть гармоничными, т. е. нельзя допускать неестественности композиции. Не следует использовать дорогостоящие цветы, не по сезону и не гармонирующие с окружающими предметами. В Тябана не придают растениям искусственных форм, слабая или выпрямляя ветки, что характерно для традиционной икэбаны. В чайной аранжировке не применяют желтых цветов, так как желтый цвет рассеивается в полумраке, и композиция плохо видна.

Посуда для Тябаны должна быть простой и скромной. Широко используются для этого бамбуковые сосуды; из металлических, предпочтительней медные с тусклым блеском, из керамических — однотонные, неяркие; высоко ценились вазы из синевато-зеленого фарфора.

В искусстве Тябаны не было каких-либо строгих предписаний, требовались лишь простота и естественность. В нем должны быть выражены три мира: небо, земля, человек. Аранжировка выражает связь между ними.

Мастер чайной церемонии Сэнно Рикю из трех подаренных ему правителем отрезков бамбука сделал сосуды трех типов для икэбаны; простой — длиной в одно коленце бамбука, с одним отверстием для цветов, двойной — из двух коленцев с отверстиями. Эти три вазы служили затем образцом для других мастеров икэбаны.

По мере своего развития нагеирэ обретала различные формы, вырабатывались и правила расстановки растений классификация и т. д. В начале нашего столетия в школе Нагеирэ-морибана включает и стиль нагеирэ, насчитывающий 4 века своей истории (композиции в глубокой вазе), и совершенно новый стиль — морибана (композиция в плоских вазах). Эти аранжировки наиболее доступны в исполнении, их можно встретить всюду в жилых помещениях, не только в токонома, но и в прихожей, гостиной, столовой и т. д.

Между композициями в глубокой и низкой вазе нет принципиальной разницы. Существенная разница заключается в технических способах крепления растений в сосудах. Для установки веток и цветов в глубокой вазе требуются несложные крепления из отрезков веток. В низких открытых вазах для фиксации растений используют металлические держатели — наколки (кензаны).

Композиции нагеирэ и морибана представляют собой трехлинейную структуру; три основные элемента, как в Сёка, именуются Син, Соэ и тай. Длина Син должна в 1,5-2 раза превышать сумму высоты и диаметра вазы. Длина Соэ равна 3/4 от Син, а длина тай — половина от Син.

Основные стили композиций в низкой вазе (морибана) и высокой (нагеирэ) идентичны: прямостоячий, наклонный и свисающий. В прямостоячем ветка Син устанавливается почти вертикально, может отклоняться от центра не больше, чем на 30° в левую или в правую сторону. Другие ветки устанавливаются в сбалансированном виде по отношению к Син. Вся композиция имеет вертикальный вид.

В наклонном стиле Син может отклоняться от центра в пределах 30-90°, остальные ветки и стебли отклоняются в соответствии с основной веткой. Основные стили композиций в низкой вазе (морибана) и высокой (нагеирэ) идентичны: прямостоячий, наклонный и свисающий. В прямостоячем ветка Син устанавливается почти вертикально, может отклоняться от центра не больше, чем на 30° в левую или в правую сторону. Другие ветки устанавливаются в сбалансированном виде по отношению к Син. Вся композиция имеет вертикальный вид. В наклонном стиле Син может отклоняться от центра в пределах 30, остальные ветки и отклоняются в соответствии с основной веткой. В свисающем стиле Син почти ниспадает вниз, в ту или иную сторону, так как угол его наклона более 90°.

На базе этих основных стилей создаются так называемые новые свободные формы, их основные направления следующие:
1 — реализм;
2 — подчеркивание красоты декоративных черт, присущих растениям;
3 — акцентирование внимания на цвете и
4 — органичное сочетание плоскости, линий и “массы”.

Эти четыре направления прекрасно согласуются с современным образом жизни и архитектурным дизайном. Если первое направление отображает красоту природы, как она есть, ее естественные формы, то три других используют отдельные декоративные черты. Аранжировщик должен сам выбирать форму художественного выражения в своих композициях.

Качество, концентрация и вариации цвета играют огромную роль при создании икэбаны; цвет может быть сгущен или разбавлен для контраста и разнообразия. Во всех случаях должно быть соблюдено правило гармонии и единства. Вместо того, чтобы концентрировать все внимание на красоте растения в целом, современные художники находят красоту и подчеркивают отдельные ее элементы (форма, плоскость, линия, цвет, “масса”). Сочетая эти элементы красоты, они могут создавать необыкновенно привлекательные, невиданные художественные формы и образы.

 

ProtoART — мониторинг новостей
Источник: Zukov.ru

2006042413373866

Запись опубликована в рубрике Чудеса природы с метками , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.